И. о. заведующего кафедрой: к.т.н., доцент Харламов Павел Викторович

Адрес: 344038, ЮФО, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2

Аудитория: У207а

Телефон: +7 (863) 272-62-86

Email: tmt@rgups.ru

Положение о кафедре ФГБОУ ВО РГУПC от 28.05.2015

Реализуемые направления подготовки (специальности):

23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства (специализация - Подъемно- транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование);

15.03.03 Прикладная механика (профиль - Вычислительная механика и компьютерный инжиниринг);

23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (профили - Автомобили и автомобильное хозяйство; Техническая эксплуатация автотранспортных средств);

43.03.01 Сервис (профиль - Сервис на транспорте);

15.04.03 Прикладная механика (профиль – Динамика и прочность машин).

Основные направления научных исследований

Научно-исследовательская, а также учебная работа кафедры ведется по следующим основным направлениям:

Тематика научных направлений:

Повышение износостойкости, надёжности и долговечности узлов трения железнодорожного транспорта;

Повышение эффективности работы фрикционных механических систем;

Разработка модификаторов трения и способов их подачи в зону трения для трибосистем «колесо-рельс».

Тематика учебных работ:

Разработка методов исследования поверхности трения и анализа деформационных процессов при трении;

Конструкция и эксплуатационные свойства транспортных средств;

Трение и износ в машинах;

Мониторинг объектов и систем сервиса;

Подъемно-транспортные машины;

Машины для триботехнических испытаний;

Наземные транспортно-технологические средства;

Прикладная механика.

И.о. заведующего кафедрой «Транспортные машины и триботехника», кандидат технических наук, доцент Харламов Павел Викторович

Тематика научных направлений: Повышение эффективности работы фрикционных механических систем.

Тематика учебных работ: Конструкция и эксплуатационные свойства транспортных средств, Трение и износ в машинах, Мониторинг объектов и систем сервиса.

Доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ Шаповалов Владимир Владимирович

Тематика научных направлений: Разработка теоретических основ исследования, прогнозирования и управления процессами трения в динамически нагруженных фрикционных системах. Оптимизация фрикционных механических систем.

Тематика учебных работ: Трибоспектральная идентификация процессов трения. Методы физико-математического моделирования фрикционных систем.

Декан факультета «Дорожно-строительные машины», доктор технических наук, профессор Майба Игорь Альбертович

Тематика научных направлений: Трибология смазочных материалов. Разработка теоретических положений регулирования процессов трения и сцепления фрикционных систем железнодорожной техники при использовании эффективных технологических методов лубрикации. Сетевая система мониторинга состояния пути и ходовых частей подвижного состава.

Тематика учебных работ: Система автоматизированного проектирования. Разработка методик компьютерного моделирования деталей и узлов путевых и строительных машин на базе современных программных средств САПР.

Доктор технических наук, профессор Озябкин Андрей Львович

Тематика научных направлений: Теоретические основы расчета устойчивости нелинейных (фрикционных) систем.

Тематика учебных работ: Разработка компьютерных программ по дисциплинам: Основы проектирования и расчета узлов трения, методы физического моделирования физических процессов, планирование эксплуатации.

Кандидат технических наук, доцент Горин Станислав Леонидович

Тематика научных направлений: Снижение вибронагруженности колес легковых автомобилей.

Тематика учебных работ: Разработка комплекса средств для увеличения периода эксплуатации колес автомобилей.

Ассистент Мищиненко Василий Борисович

Тематика научных направлений: Оптимизация фрикционных механических систем.

Тематика учебных работ: Конструкция и эксплуатационные свойства транспортных средств, методы физического моделирования физических процессов, планирование эксплуатации.

История кафедры

Кафедра «Транспортные машины и триботехника» организована в 1996 г. на базе кафедры «Путевые и строительные машины» (ПСМ). Кафедра ПСМ была основана в сентябре 1971 г. приказом министра путей сообщения СССР.

Первым заведующим кафедрой был заслуженный деятель науки и техники РФ, участник Великой Отечественной войны, доктор технических наук, профессор Юрий Андреевич Евдокимов - широко известный в России и за рубежом специалист в области железнодорожного транспорта, механики, трения, износа и смазки металлополимерных трибосистем и композиционных материалов, автор учебника «Основы трибологии».

Под руководством Ю.А. Евдокимова защитили кандидатские диссертации большое количество руководителей различных рангов. Среди них академик РАН В.И. Колесников - президент ФГБОУ ВО РГУПС, А.В. Челохьян - первый проректор, П.А. Майба - декан факультета «ДСМ», В.В. Шаповалов – до сентября 2021 года заведующий кафедрой «ТМТ», А.А. Замыцкий - декан заочного факультета, А.А. Бураков – до 2001 года декан факультета «ДСМ», Е.Н. Зубков - зам. декана по учебной работе строительного факультета, А.А. Солдатов - к.т.н., доц. кафедры «ППХ», и многие другие.

За годы своего существования кафедра превратилась в одну из ведущих структур университета, готовящих инженеров по специальностям «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование», «Триботехника», «Эксплуатация перегрузочного оборудования портов и терминалов», «Сервис нефтяного и газового оборудования», «Автомобили и автомобильное хозяйство». В 2013 г. открыт прием студентов по специальности «Сервис транспортных средств». В 2014 г. открыт прием студентов по профилю «Вычислительная механика и компьютерный инжиниринг».

На кафедре по приказам МПС СССР и рекомендациям АН СССР были созданы четыре отраслевые лаборатории: по повышению надежности и износостойкости железнодорожной техники; по триботехнике; отраслевая научно-исследовательская лаборатория «Надежность и долговечность путевых машин» (заведующий лабораторией к.т.н., доц. К.Ю. Григориади); по разработке новой индукционной технологии и восстановлению узлов трения железнодорожной техники.

В 1980 г. лаборатория «Индукционные технологии» расширилась и была преобразована в инженерный центр «Сплав», который возглавил д.т.н., проф. И.А. Зайченко.

Кафедра имеет семь учебных лабораторий по профилирующим дисциплинам, в том числе три компьютерных класса, техническая база которых позволяет осуществлять обучение и подготовку квалифицированных специалистов.

Под руководством профессора В.В. Шаповалова на кафедре создано научное направление по динамическому мониторингу мобильных нелинейных фрикционных систем. В рамках данного направления защищены 4 докторские и порядка 45 кандидатских диссертаций. Результаты теоретических экспериментальных исследований широко применяются на сети дорог ОАО «РЖД» и промышленных предприятиях России, получены сотни миллионов рублей экономии, повышены технико-экономические и экологические показатели машин и механизмов. Результаты работ неоднократно докладывались на международных конференциях и симпозиумах.

Кафедрой опубликовано около 800 научных трудов, 12 монографий, ряд учебников и учебных пособий, рекомендованных для студентов вузов России, обучающихся по направлению «Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы».

За годы работы кафедрой подготовлены более 3000 специалистов для железнодорожного транспорта, 10 докторов технических наук и более 150 кандидатов технических наук. Не менее 5 человек ежегодно обучается в аспирантуре.